Широтная магистраль скоростного движения в Санкт-Петербурге

Широтная магистраль скоростного движения Санкт-ПетербургаШиротная магистраль скоростного движения (ШМСД), которую также называют Восточный скоростной диаметр (ВСД), это еще один стратегический инфраструктурный транспортный проект, который поможет разгрузить улично-дорожную сеть в центре Санкт-Петербурга и позволит подключить опорную сеть городских магистралей к федеральной трассе «Кола».

Общие сведения о Широтной магистрали скоростного движения

Новая скоростная трасса пройдет от Западного скоростного диаметра (с примыканием к ЗСД в районе Благодатной улицы) по территории Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области, до Мурманского шоссе (трассы Р-21 «Кола»). В черте города трасса ШМСД проходит в границах пяти районов: Кировского, Московского, Фрунзенского, Невского и Красногвардейского.

Предполагается строительство одиннадцати транспортных развязок и, что особенно радует, строительство нового автомобильного моста через Неву. Новый мост запланирован в створе улиц Зольная и Фаянсовая в Невском районе, рядом с существующим Финляндским железнодорожным мостом.

Строительство автомобильного моста позволит частично разгрузить ключевые городские переправы, количество которых, мягко скажем, крайне недостаточно для столь крупного города, построенного на десятках островов.

Этапы строительства ШМСД

Строительство Широтной магистрали поделено на пять этапов (3 этапа в черте города и 2 этапа в Ленинградской области):

  • участок от ЗСД до Витебского проспекта;
  • участок от Витебского проспекта до Союзного проспекта;
  • участок от Союзного проспекта до Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (до административной границы города);
  • участок от КАД до примыкания к трассе Р-21 «Кола»;
  • участок от от улицы Коммуны до дороги «Санкт-Петербург - Колтуши».

Система взимания платы на ШМСД

Проезд по ШМСД будет платным. Как и по ЗСД или М-11 «Нева». Но система взимания платы (СВП) уже будет более современной — Free Flow («Свободный поток»). Технология взимания платы Free Flow, например, в настоящее время реализована на ЦКАД (А-113).

Внедрение технологии Free Flow исключает необходимость строительства пунктов взимания платы (ПВП), с полосами проезда и шлагбаумами. Списание средств будет производиться в автоматическом режиме (при использовании транспондера) или постоплатой (т.е. заплатить за проезд можно будет в течение пяти последующих дней).

ШМСД или ВСД?

Первоначально проектируемая дорога носила название Восточный скоростной диаметр. Позднее трассу переименовали в Широтную магистраль скоростного движения. Так что оба названия относятся к одной и той же дороге.

Одновременно ведутся работы по Южной широтной магистралью (ЮШМ), которая позволит соединить Волхонское шоссе и Московское шоссе.

Технические параметры ШМСД

Общая протяженность ШМСД составит около 27,5км, в том числе по территории Санкт-Петербурга — 14,2км и по территории Всеволожского района Ленинградской области — 13,2км.

Количество полос:

  • от ЗСД до КАД — 6 (по три полосы в каждом направлении движения);
  • от КАД до Р-21 «Кола» — 4 (по две полосы в каждом направлении движения).

Стоимость ШМСД (ВСД)

Широтная магистраль скоростного движения является масштабным инвестиционным автодорожным проектом, реализуемым по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). Кто не помнит (или не знает), первым опытом реализации по схеме ГЧП в Петербурге крупного проекта автодорожной инфраструктуры стал полностью введенный в эксплуатацию в 2016 году Западный скоростной диаметр.

По предварительным оценкам, общая стоимость ШМСД (ВСД) составит около 160-180 млрд рублей.

В начале октября 2021 года стало известно, что на работы по примыканию ШМСД к Западному скоростному диаметру, а также на строительство транспортной развязки с Витебским проспектом, из Федерального бюджета РФ городу будет выделено 6 млрд рублей. Средства должны поступить в 2022-2023гг.

Начало строительства ШМСД

Строительство ШМСД разделено на 6 этапов (4 — в границах городской черты и 2 в Ленинградской области).

Подключение ШМСД к Западному скоростному диаметру, первый этап строительства

В августе 2020 года ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдала положительное заключение на проектно-сметную документацию на подключение ЗСД (севернее развязки с Благодатной улицей) к проектируемой Широтной магистрали скоростного движения.

Протяженность шестиполосного участка — 2,6км. Расчетная пропускная способность — до 70 тысяч транспортных средств в сутки. Разрешенная скорость движения — 110км/час.

Спустя несколько месяцев, 18 ноября 2020 года, между правительством Петербурга и группой ВТБ было подписано Дополнительное соглашение о строительстве Витебской развязки.

В качестве Генерального подрядчика для строительства транспортной развязки ЗСД с Витебским проспектом была выбрана компания ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север». Общая стоимость первого этапа строительства ШМСД — около 39 млрд рублей.

Работы по первому этапу, включающему в себя строительство Витебской развязки, запланированной севернее развязки с Благодатной улицей и обеспечивающей связь ЗСД с Московским и Фрунзенским районами, были начаты 24 марта 2021 года.

Источник фото: Администрация Санкт-Петербурга. Первая свая Витебской развязки ШМСД

Планируется, что первый этап ШМСД от Витебского проспекта до ЗСД должен быть построен к 2025 году.